На главную - muzkult.ru     На страницу региона     Личный кабинет

Учебно-методический центр

Областное государственное бюджетное учреждение культуры

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

 Яндекс.Метрика


 

414041

г. Астрахань

 

ул. Маркина, 46.

 

+7(8512)30-67-74

директор,
методический отдел;
 

 

+7(8512)36-10-08
финансовый отдел;


 


Электронный адрес:
astrumc@mail.ru

 

 

Время работы:
 

с 09.00 до 18.00,

обед с 12.00 до 13.00.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 


Тел./факс:
+7 (8512) 306-774
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера, из-за чего страницы сайта могут отображаться некорректно. Рекомендуем обновить ваш браузер или установить официально бесплатный браузер Google Chrome.

Вопрос-ответ

ВОПРОС
Возможно ли приобретение за безналичный расчёт программ по фольклорному искусству (1-5 классы и 6 летний срок обучения)? И пересылка по почте этих программ? С уважением, зам директора по УВР ДШИ "Надежда" Нестерина Анна Алексеевна.
ОТВЕТ
Уважаемая Елена Алексеевна!
Приобретение программ и методических пособий по безналичному расчету возможно.
Пришлите на наш электронный адрес (e-mail:9335320 @rambler.ru) НМЦ ХО заявку на бланке ОУ.
Программы отправляются в электронном виде, а титульные листы с печатью отправляются по почте на юридический адрес ОУ.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в ФГТ нет разделения на младшие (24 ч.) и старшие (18 ч.) классы, какое количество пед.часов брать за основу ставки и на каком основании? И еще вопрос - есть ли у Вас образец примерного Устава ДМШ, возможно ли получить его по электронной почте? Ольга.
ОТВЕТ
Добрый день, Ольга!
Норма часов за ставку заработной платы педагогических работников (в том числе преподавателей детских школ искусств (по видам искусств)) установлена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2075 от 24 декабря 2010 г. и составляет:
«18 часов в неделю – преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
24 часа в неделю - преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения».
На сайте Министерства культуры Российской Федерации в рубрике «Детские школы искусств» размещены образцы Уставов образовательных учреждений высшего профессионального образования в качестве примера Устава, в том числе, и для детских школ искусств.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста где взять положение, в котором говорится, при каком контингенте положена ставка зам. директора по учебной работе в ДШИ и в связи с чем эту ставку могут убрать? Спасибо. Светлана Михайловна.
ОТВЕТ
Здравствуйте, Светлана Михайловна!
Формирование штатного расписания находится в компетенции образовательного учреждения и ограничивается только фондом оплаты труда.
Количество заместителей директора не связано с количеством обучающихся, а обусловлено, с одной стороны, видами деятельности учреждения, направленными на повышение качества образования, с другой - с возможностями финансирования (в том числе, с учетом использования внебюджетных средств).
 
 
ВОПРОС
Предпрофессиональная программа по специальности-баян. Сергей.
ОТВЕТ
Уважаемый Сергей!
В Вашем обращении речь идет, скорее всего, об учебной программе по предмету "Специальность (баян)". В настоящее время примерная программа разрабатывается. Вы можете воспользоваться уже созданной программой по предмету "Специальность (домра)" в качестве образца
Программы в формате PDF размещены на сайте Министерства культуры.
Путь на сайте: Министерство → Департаменты → Департамент образования и науки → Нормативное правовое регулирование деятельности образовательных учреждений культуры и искусства → Детские школы искусств.
Содержание программы вырабатывается и формируется тна основе Вашего профессионального опыта (использование рабочих программ по предмету "Баян"), а также примерных программ по данному предмету, разработанных ранее Научно-методическим центром по художественному образованию. Ознакомиться с перечнем этих программ и заказать их текстовые варианты Вы можете, обратившись в наш научно-методический центр по телефону или электронному адресу.
 
 
ВОПРОС
Предпрофессиональные программы в области сольфеджио. Лидия.
ОТВЕТ
Добрый день, Лидия!
Пожалуйста, сформулируйте свой ВОПРОС, поскольку сольфеджио существует как учебный предмет, входящий в структуру предпрофессиональных программ по направлениям музыкального искусства. Отдельной предпрофессиональной программы по сольфеджио нет.
Пример программы по предмету "Сольфеджио" размещен на сайте Министерства культуры.
Путь на сайте: Министерство → Департаменты → Департамент образования и науки → Нормативное правовое регулирование деятельности образовательных учреждений культуры и искусства → Детские школы искусств.
Программы размещены в формате PDF.
 
 
ВОПРОС
Как прописать в уставе дмш добровольные пожертвования? Можно ли разместить на Вашем сайте образец положения о добровольных пожертвованиях?  Светлана.
ОТВЕТ
Здравствуйте, Светлана!
Добровольные пожертвования могут быть указаны в Уставе школы как один из источников финансирования образовательной деятельности.
Локальный акт (Положение о добровольных пожертвованиях) должен быть создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
В Интернете в открытом доступе есть много примеров Положений о добровольных пожертвованиях, к примеру http://festival.1september.ru/articles/590369/
 
ВОПРОС
На сайте Министерства культуры РФ размещены "Рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в детских школах искусств", в которых написано о том, что наряду с предпрофессиональными можно реализовывать общеразвивающие программы. Означает ли это, что набирать детей в 1 класс ДШИ можно по разным программам? Надежда.
ОТВЕТ
Добрый день, Надежда!
Вы правы, детская школа искусств имеет возможность осуществлять набор детей на два вида дополнительных образовательных программ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» и «Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей»: детская школа искусств «реализует дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств» (п. 5 Типового положения).
 
 
ВОПРОС
Уважаемая Ирина Владимировна, у меня 3 вопроса: 1. Переход ДШИ по прогрмме предпрофессионального образования ФГТ обязательна или ДШИ могут оставаться на прежних программах? 2. Если нет, то в связи с переходом ДШИ в новые условия образования, есть ли весомый документ для освобождения учащихся ДШИ от всяких дополнительных занятий, уроков в СОШ которые не дают детям обучающимся в ДШИ полностью усвоить не то что программу по ФГТ, но и наши старые? 3. Укажите пожалуйста статьи, которые разрешают добровольные взносы в ДШИ. Спасибо! Алекс.
ОТВЕТ
Здравствуйте, Алекс!
В АПРИКТ нет сотрудника с именем Ирина Владимировна, но мы постараемся ответить на Ваши вопросы.
1. В соответствии с ФЗ «Об образовании» ДШИ может реализовывать два вида программ – дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в
области искусств и дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности. При этом, согласно Типовому положению об учреждениях ДОД, детская школа искусств должна реализовывать дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств.
2. Данный вопрос находится в компетенции родителей (законных представителей) ребёнка. Объем учебных занятий в детских школах искусств, включающих занятия с преподавателем и самостоятельную домашнюю работу ребёнка, как правило, превышает объём часов, отведённых на дополнительное образование в рамках Федеральных стандартов общеобразовательной школы. В связи с этим у общеобразовательной школы появляется основание «отпускать» обучающегося для занятий в ДШИ.
3. Согласно п.п. 43-44 Типового положения об учреждениях ДОД, «финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации… Учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц».
 
 
ВОПРОС
Здраствуйте! не могу дозвониться до Рудневой О.С.по тел. 4959400040, никто не отвечает, можно узнать другие телефоны или адрес эл. почты, у меня вопросы по Всероссийскому конкурс учебного рисунка и живописи, кому их задать? Юрлова Светлана.
ОТВЕТ
Здравствуйте, Светлана!
Связь с любым подразделением АПРИКТ можно установить по данным из раздела «Контакты».
Что касается интересующего Вас конкурса, всеми оргвопросами занимается наш Научно-методический центр и лично его руководитель Гуторова Галина Ивановна. nmcho@aprikt.com (495) 941-36-71
Кафедра художественного образования под руководством О.С. Рудневой занимается оргвопросами обучающего семинара для преподавателей, приуроченного к этому конкурсу.
С уважением, Ольга Сергеевна Руднева
 
 
ВОПРОС
Добрый день, подскажите, пожалуйста, в праве ли директор снять с педагога ДШИ доплату за стаж и категорию, если учебная нагрузка педагога-пенсионера меньше ставки? Спасибо. Светлана.
ОТВЕТ
Светлана! Данный вопрос должен быть урегулирован в Положении о системе оплаты труда, разработанном образовательным учреждением и утвержденным общим собранием его работников. Размер доплаты за стаж и категорию может быть напрямую не связан с объемом нагрузки.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Я работаю с 1995 года в детской школе искусств преподавателем по классу гитары и фортепиано. Участвую в всероссийских и Международных конкурсах .У меня много лауреатов бронзовая медаль за рубежом. имею ли я право преподавать в школе искусств если я закончил В 1987 году Ростовское культурно просветительное училище по специальности Клубный работник руководитель самодеятельного народного хора . в училище изучал баян классическую гитару и фортепиано. Пётр.
ОТВЕТ
Здравствуйте, Пётр!
Согласно Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2011 г. N 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» данный вопрос находится в компетенции самого образовательного учреждения.
При этом, согласно Федеральным государственным требованиям к реализации предпрофессиональных программ в области искусств «до 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звание в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 лет».
 
 
ВОПРОС
Наша школа бюджетное учреждение и получила муниципальное задание на 2013 год 260 учащмхся, но за 1 кварта произошёл оотсев учащихся (-15 детей) по разным причинам (болезни, переезд в другую местность, большие нагрузки и т.д.) Занятия групповые, снять нагрузку преподавателям не представляется возможным, т.к. наполняемость группы 8-12 человек. Если даже отсеялось 2-3 ребёнка, группа продолжает заниматься. Но общее количесвто детей по школе, конечно, уменьшилос. Вправе ли Учредитель уменьшить финансирование из-за отсева и изменить муниципальное задание? Спасибо. Лариса Петровна.
ОТВЕТ
Уважаемая Лариса Петровна!
По закону учредитель имеет право вносить изменения в муниципальное задание. При сокращении контингента необходимо учитывать минимальную наполняемость группы. В случае, когда количество обучающихся в группе менее 8 человек, происходит сокращение количества групп учащихся. В связи с этим необходимо заполнять группы с количеством, позволяющим производить отсев учащихся без потери группы (т.е., количество учащихся должно быть не менее 10-12 человек).
 
 
ВОПРОС
Добрый день! Хотелось бы получить консультацию по вопросу рецензирования программ по предметам в соответствии с ФГТ. В каком, конкретно,нормативном документе указана необходимость рецензирования данных программ и требования к резензентам. Спасибо. Светлана.
ОТВЕТ
Добрый день, Светлана!
Рецензирование рабочих программ по учебным предметам обусловлено методической целесообразностью (один из критериев оценки качества программы).
Данная норма содержится в Рекомендациях Министерства культуры Российской Федерации по разработке программ учебных предметов дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств.
Ссылка на документ http://www.mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID=269858&SECTION_ID=19546
 
 
ВОПРОС
На основании какого документа разрешается директору ДШИ вести педагогические часы? Как оформляется документально такое разрешение? Наталья.
ОТВЕТ
Здравствуйте, Наталья!
Объем часов педагогической нагрузки директоров и заместителей директоров образовательных учреждений регулируется Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2002 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» от 30.06.2003 г. № 41.
В пункте 2. Постановления говорится, что преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений без занятия штатной должности в том же учреждении не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора (то есть считается совмещением должностей).
В пункте 2 также указано, что выполнение преподавательской работы допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Таким образом, объем часов педагогической нагрузки, реализуемой в основное рабочее время руководящего работника («внутри» 40 часов в неделю), устанавливается работодателем.
Ограничение объема педагогической нагрузки, в том числе для руководителей образовательных учреждений, не установлено, так как данная норма не указана в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей.
Объем часов педагогической нагрузки устанавливается Трудовым договором с Учредителем.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, надо ли ДШИ получать рецензии на новые образовательные программы, например, ОП «Фортепиано», ОП «Струнные инструменты» и т.д., как мы получаем их на программы по отдельным предметам? Наши рецензенты утверждают, что надо. Но непонятно, зачем, ведь ОП - это практически ФГТ, мы дополняем их лишь вариативной частью... Заранее спасибо! Алла.
ОТВЕТ
Добрый день, Алла!
В соответствии с ФЗ «Об образовании» образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. В данном случае образовательные программы должны разрабатываться в соответствии с Федеральными государственными требованиями и, в отличие от рабочих программ по учебным предметам, в рецензировании не нуждаются.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Возможно ли в вариативной части вписать предмет, совпадающий по названию с предметом основной части? (например:сольфеджио - 1 час в неделю по основной части и сольфеджио - 0,5 часа по вариативной)В этом случае разбивку по часам в учебно-тематическом плане программы по предмету делать сразу с учётом вариативной части, (т.е. сольфеджио 1,5 часа), или по вариативной отдельно? Гайдукова Елена Германовна.
ОТВЕТ
Уважаемая Елена Германовна!
Вариативная часть предпрофессиональных программ «дает возможность углубления подготовки учащихся, определяемой содержанием обязательной части» (по тексту ФГТ), то есть использование часов вариативной части для увеличения объема часов на предмет обязательной части.
В таком случае в учебном плане предмет указывается дважды: в обязательной и вариативной части учебного плана с «разбивкой» часов по неделям и годам обучения.
 
 
ВОПРОС
Где можно ознакомиться с новыми программами для ДШИ по видам искусств ФГТ? Ирина.
ОТВЕТ
Уважаемая Ирина!
Проекты примерных программ учебных предметов предпрофессиональных программ размещены на сайте Министерства культуры Российской Федерации.
Путь на сайте: Министерство → Департаменты → Департамент образования и науки → Нормативное правовое регулирование деятельности образовательных учреждений культуры и искусства → Детские школы искусств.
Программы размещены в формате PDF.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Может ли меняться содержание вариативной части в течении всего срока обучения? Спасибо. Елена.
ОТВЕТ
Уважаемая Елена!
Внесение изменений в учебный план, в том числе и в вариативную часть, возможно ежегодно. Данное решение принимается Педагогическим советом школы и утверждается директором. Основное условие любых изменений – соответствие ФГТ.
 
 
ВОПРОС
Cкажите, пожалуйста, соответствует ли профилю преподавания предмета "Фольклорный ансамбль"(ФГТ к программе "Музыкальный фольклор") среднее специальное образование педагога: "педагог-организатор, руководитель народного хора (ансамбля)" в ДШИ? Педагог окончила Астраханское училище культуры. Татьяна Владимировна.
ОТВЕТ
Уважаемая Татьяна Владимировна!
Указанная Вами квалификация позволяет педагогу работать в должности преподавателя детской школы искусств, вести такие предметы, как хор и ансамбль. Ваше образование является профильным, так как Вы закончили образовательное учреждение сферы культуры и искусства.
При этом, напоминаю Вам, что вопросы штатного расписания, распределения педагогической нагрузки находятся в компетенции директора школы. В свою очередь, директор школы принимает решения по данным вопросам, в том числе, на основании результатов проведения процедуры аттестации педагогических кадров.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Хотелось бы узнать, на каком уровне решается утверждение формы макета свидетельства об окончании ДШИ и есть ли какие-либо рекомендации по этому вопросу. Спасибо. Директор УМЦ Анисимова М.А., Астрахань.
ОТВЕТ
Уважаемая Марина Александровна!
Данный вопрос относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации.
 
 
ВОПРОС
Добрый день! Внесите, пожалуйста, ясность по данному вопросу: преподаватель по классу баяна имеет право вести аккордеон по предпрофессиональным программам, нет переподготовки, курсов повышения квалификации? Спасибо. Светлана.
ОТВЕТ
Уважаемая Светлана!
Данный вопрос находится в компетенции самого образовательного учреждения.
При этом, если Вы имеете первую или высшую квалификационную категорию, решение руководителя будет опираться на решение региональной аттестационной комиссии.
Особенностью аттестации педагогических работников нашей отрасли является дифференцированное отношение к должностям (например, должность преподаватель включает такие понятия, как: преподаватель по классу баяна, аккордеона и т.д.).
Если речь идет об аттестации на соответствие должности, то решение по данному вопросу принимает руководитель образовательного учреждения.
Новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 января 2013 года, предусматривает, что «Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (статья 49, часть 2).
Педагогические работники также сохраняют за собой право проходить обучение и переобучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Академия готова сотрудничать с Вами в этом направлении.
 
 
ВОПРОС
Подскажите, пожалуйста иные варианты, кроме ежемесячного, расчёта и тарификации консультационных часов, которые включены в обязательную часть учебных планов. Мария.
ОТВЕТ
Уважаемая Мария!
Консультационные часы тарифицируются так же, как обычные аудиторные часы. Они могут быть распределены на весь учебный год, на половину учебного года, но, в любом случае, объем часов указывается по неделям.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста,какая должна быть максимальная нагрузка для первого класса аудиторных часов?Можно ли в учебном плане перекидывать часы с одного года обучения на другой?Можем ли мы в обязательной части уменьшить или увеличить часы специальности и чтение с листа (фортепиано). Людмила.
ОТВЕТ
Уважаемая Людмила!
Объем максимальной нагрузки для младших школьников установлен санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами только для общеобразовательной школы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования детей содержат общую норму продолжительности занятий – 1,5 часа в учебные дни и 3 часа – в выходные и каникулярные дни. При этом имеются в виду проведение занятий в форме объединений различного профиля.
Так как детские школы искусств всегда осуществляли свою образовательную деятельность на основе примерных (типовых) учебных планов, а сейчас - на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации предпрофессиональных программ в области искусств и срокам обучения по этим программ, то объем максимальной аудиторной нагрузки для учащихся младших классов устанавливается либо в примерных учебных планах к программам художественно-эстетической направленности, либо в примерных учебных планах к предпрофессиональным программам. Увеличение объема максимальной аудиторной нагрузки для учащихся младших классов может нанести вред здоровью детей.
Предложенная в примерных учебных планах «расчасовка» объема часов по предмету по годам обучения носит рекомендательный характер, опирается на сложившуюся практику и методическую сообразность. Образовательное учреждение имеет право изменить объемы часов в неделю по годам обучения.
Уменьшение объема часов на предмет обязательной части предпрофессиональной программы невозможно, так как является нарушением федеральных государственных требований. Увеличение объема часов на предмет обязательной части предпрофессиональной программы возможно за счет часов вариативной части программы.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! До 31.12.2012 г ДШИ должны лицензировать предпрофессиональные программы Какой перечень документов необходимо представить в лицензионный отдел для прохождения процедуры лицензирования дополнительных предпрофессиональных программ в ДШИ? Спасибо. Лилия Алексеевна.
ОТВЕТ
Уважаемая Лилия Алексеевна!
На основании пункта 8. Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174) «для получения лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 331 Закона Российской Федерации "Об образовании", соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются следующие документы:
а) копии учредительных документов;
б) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам;
г) копия документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (в случае аренды соискателем лицензии или лицензиатом помещений для организации образовательного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей);
д) подписанная руководителем соискателя лицензии или лицензиата справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам;
е) копия положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии или лицензиат обращается за разрешением на осуществление образовательной деятельности в филиале);
ж) копия положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки); з) опись представленных документов.
Подпункт 1 пункта 9 статьи 331 Лицензирование образовательной деятельности Закона Российской Федерации "Об образовании" устанавливает, что
«Переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом в следующих случаях:
1) необходимость дополнения лицензии сведениями о филиалах лицензиата, и (или) об адресах мест осуществления образовательной деятельности, и (или) об образовательных программах, изменение места нахождения лицензиата, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта;
2) возникновение образовательного учреждения, научной организации или иной организации в результате реорганизации в форме слияния в случае наличия лицензии у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц, реорганизация образовательного учреждения, научной организации или иной организации в форме присоединения к ним юридического лица в случае наличия лицензии у присоединенного юридического лица;
3) реорганизация лицензиата в форме преобразования, изменение наименования лицензиата (в том числе в случае создания образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения, установления иного государственного статуса образовательного учреждения), изменение наименования места нахождения лицензиата, изменение наименования адреса места осуществления образовательной деятельности».
 
 
ВОПРОС
Можно ли уменьшить количество часов отведенных на консультации. Наталья.
ОТВЕТ
Уважаемая Наталья.
Объем консультационных часов указан в федеральных государственных требованиях и является обязательным при реализации предпрофессиональных программ в области искусств.
 
 
ВОПРОС
К кому же всё-таки относятся преподаватели ДШИ?От образования мы никаких прибавок не имеем-говорят просите у культуры...а выходит вон оно что????? И тут оказывается мы не в своей тарелке!!!!! Василий.
ОТВЕТ
Уважаемый Василий!
Преподаватели детских школ искусств относятся к педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного образования детей. Финансирование детских школ искусств осуществляется органом муниципального образования и, далеко не всегда, соответствует требованиям, предъявляемым к детским школам искусств. Заработная плата преподавателей детских школ искусств, как правило, не соответствует ни месту, которое занимает школа в социокультурном пространстве, ни самому понятию педагог, преподаватель, учитель, наставник.
Материально-техническое, учебно-методическое обеспечение реализации дополнительных образовательных программ (предпрофессиональных и программ художественно-эстетической направленности) нуждается, несомненно, в поддержке на государственном уровне.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» сказано, в частности, следующее:
«1. Правительству Российской Федерации:
в) увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
б) подготовить до конца ноября 2012 г. предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;».
Исходя из выше сказанного хочу заметить, что уменьшение финансирования детских школ искусств происходило постепенно, начиная с 80-ых годов прошлого века. В связи с этим, ухудшалось и положение преподавателей детских школ искусств. Реформы, связанные с новой системой оплаты труда, новым типом бюджетных учреждений, новыми образовательными стандартами, введением новых предпрофессиональных программ для школ искусств, усилили «разброд и шатание» в финансировании школ искусств. Именно поэтому в Указе Президента Российской Федерации особое внимание уделено дополнительному образованию детям, в систему которого входят и детские школы искусств.
 
 
ВОПРОС
В учебном плане предпрофессиональной образовательной программы по фортепиано промежуточный экзамен по сольфеджио стоит в 12 полугодии (т.е. в конце 6 класса). Всегда этот экзамен проходил в конце 4 класса (т.е. в 8 полугодии) при переходе учащихся в старшие классы. Правильно ли это и можно ли устанавливать свои сроки проведения промежуточной аттестации в виде экзаменов? В том же учебном плане учебный предмет концертмейстерский класс введен с 13 полугодия (7 кл.), а заканчивается в середине года 8 класса (15 полугодие), однако в графе промежуточной аттестации зачеты и контрольные уроки график сдачи зачета по конц. классу с 12 полугодия. Это ошибка? Елена Николаевна.
ОТВЕТ
Уважаемая Елена Николаевна!
Вы совершенно правы, примерные учебные планы носят для Вас рекомендательный характер, за исключением объемов часов, указанных в федеральных государственных требованиях. Сроки и форы проведения текущей и промежуточной аттестации определяются самим образовательным учреждением и закрепляются в локальном акте.
Число «12» в 8 столбце по предмету «Концертмейстерский класс» является опечаткой. 
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте. Обращается к Вам директор ДШИ. Возможно ли, и на каком основании, увольнение преподавателя, если он в неоднократно установленные сроки не предоставлял документы в аттестационную комиссию на его аттестацию на соответствие занимаемой должности. Юрий.
ОТВЕТ
Уважаемый Юрий!
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" аттестация с целью  подтверждения  соответствия   педагогических работников занимаемой должности проходит в следующем порядке:
«17. Аттестация с целью  подтверждения  соответствия   педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в   отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
18. Аттестации не подлежат:
педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники,  находящиеся  в  отпуске  по    уходу за ребенком до  достижения  им  возраста  трех  лет.  Аттестация   указанных работников возможна не ранее чем через  два  года  после  их    выхода из указанных отпусков.
19. Основанием для  проведения  аттестации  является   представление работодателя (далее - представление).
20. Представление должно содержать  мотивированную  всестороннюю  и объективную оценку  профессиональных,  деловых  качеств   педагогического работника,  результатов  его  профессиональной  деятельности  на   основе квалификационной характеристики по занимаемой  должности,  информацию  о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по  направлению  работодателя,  за  период,  предшествующий   аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.
С представлением педагогический  работник  должен  быть   ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем  за  месяц  до  дня   проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический   работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные   сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период  с  даты   предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу),   а также заявление с соответствующим обоснованием  в случае    несогласия с представлением работодателя.
21. Информация  о  дате,  месте  и  времени  проведения   аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.».
Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации совместно подготовлены разъяснения по применению положений, предусмотренных вновь принятым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также ответы на наиболее часто повторяющиеся вопросы по процедуре и содержанию аттестации.
Пример:
«Вопрос 20.
Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности?
Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?
Ответ.
Нет, не имеет, поскольку аттестация с целью установления соответствия занимаемой должности для педагогических  работников является обязательной, если они не имеют  квалификационной категории, либо не подлежат  аттестации в соответствии с пунктом 18 Порядка аттестации педагогических работников.
Отказ работника от прохождения указанной аттестации относится к нарушению трудовой дисциплины. В соответствии со статьей 21 ТК  РФ соблюдение трудовой дисциплины является обязанностью работника.     
Следовательно, в соответствии со статьёй 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.».
 
 
ВОПРОС
Правомочна ли бухгалтерия ДШИ требовать подтверждающие документы о приобретении методической литературы, ссылаясь на налоговый кодекс, ведь в Законе об образовании прописано, что никаких документов для подтверждения не требуется? Валентина.
ОТВЕТ
Уважаемая Валентина!
Если речь идет о приобретении методической литературы преподавателями школы на средства, выделяемые учредителем, то бухгалтерия вправе потребовать подтверждающие документы.
 
 
ВОПРОС
Добрый день! Подскажите, пожалуйста в какой срок мы должны подать документы на лицензирование предпрофессиональной программы. Мария.
ОТВЕТ
Уважаемая Мария!
Срок подачи документов для проведения процедуры лицензирования связан, прежде всего, с утверждением новой редакции Устава Вашей школы с внесенными изменениями. Было бы крайне желательным, чтобы с 1 сентября 2013 года Ваша школа могла приступить к реализации прошедших лицензирование предпрофессиональных программ (или предпрофессиональной программы).
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, какой должен быть в среднем численный состав групповых и мелкогрупповых занятий по дополнительным образовательным программам художественно – эстетической направленности и по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам занятиям в соответствие с ФГТ в сельской школе, контингент которой не превышает 60 человек? Спасибо. Марина.
ОТВЕТ
Уважаемая Марина!
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам устанавливают формы проведения занятий и численность мелкогрупповых и групповых занятий с учетом специфики реализации программ в области искусств. Контингент школы при этом не учитывается. Однако, обращаем Ваше внимание на то, что возможность обучения по предметам исполнительской области (исключая предметы, связанные с коллективным музицированием) и теоретической области (исключая такие предметы, как история какого-либо вида искусства) предполагает мелкогрупповые занятия численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым предметам – от 2-х человек.
Актуальным для малокомплектной школы становится выбор предпрофессиональной программы в области искусств, которая будет соответствовать федеральным государственным требованиям.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Для ведения программ ФГТ (музыкальное исполнительство) в лицензии школы достаточно ли указание направления Художественно-эстетической направленности (Музыкальное исполнительство 7(8) лет) - это то, что мы имеем сейчас,или снова нужно менять лицензию и проходить все инстанции; что должно быть написано в приложении? Марина.
ОТВЕТ
Уважаемая Марина!
Лицензирование новых дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств является обязательным и осуществляется в виде внесения изменений в приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии (ФЗ «Об образовании», статья 33.1, пункт 9, подпункт 5, пункт 10).
В приложении указываются, в том числе, сведения об образовательных программах, по которым лицензиату предоставлено право осуществления образовательной деятельности
На основании Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 (пункты 11, 21) сведения должны включать:
- полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование лицензиата,
- место нахождения лицензиата,
- адреса мест осуществления образовательной деятельности,
- полное наименование новой программы (или программ),
- нормативный срок освоения по данной образовательной программе (или программам),
- предполагаемый объем услуг (количество обучающихся) по данной образовательной программе (или программам)
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Работаю в ДШИ преподавателем муз. литературы 15 лет. Веду предмет по программе Лисянской, адаптированной к нашей школе (жанровый подход). Также в программу включен синтез различных видов искусств, национально-региональный компонент, введение ИКТ. Два других педагога ведут по старой программе Лагутиной (год – зарубежная музыка, год – русская…). Сейчас встал остро вопрос о единой программе для школы. Школа берет только программу Лагутиной и делает лицензию. Почему я не имею право вести по программе Лисянской? Почему начальное образование работает по разным программам? Какие есть на это основания? Обе программы государственные! Что мне делать – смириться, согласиться и работать по другой программе? Программа Лисянской не противоречит требованиям, а только проходит материал по другому принципу. Что здесь плохого? Наоборот она более эффективна, интересна. В марте 2012 г. моя программа заняла 1 место на городском конкурсе среди культурно-образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей. Может ли ДШИ иметь две лицензионные программы по музыкальной литературе? Прошу дать ответ. Заранее вам благодарна. Антонина.
ОТВЕТ
Уважаемая Атонина!
Речь идет, видимо, о лицензировании  дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ  в области искусств, к которым установлены федеральные государственные требования.
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ  в области музыкального искусства (далее – ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания образовательной программы.
Минимум содержания программы «должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.».
Результатом освоения программы должно стать приобретение обучающимися знаний, умений и практических навыков в предметных областях и по учебным предметам (указаны в ФГТ).
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями (указаны в ФГТ).
Таким образом, ФГТ устанавливают обязательный для выпускника уровень сформированных знаний, умений и практических навыков, а не конкретные программы по учебным предметам. На основании ФЗ «Об образовании» (статья 32) программы учебных предметов разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.
Исходя из вышесказанного, реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, к которым установлены федеральные государственные требования, предполагает наличие вариантов программ по одному учебному предмету (в том числе, авторских программ), при условии, что данные программы соответствуют федеральным государственным требованиям.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте. Вернётся ли преподавателям ДШИ пенсия по выслуге? Обязательно ли для её начисления на основной работе нужно работать на ставку или эта ставка может складываться ссумарно: иметь полставки на основной работе и полставки по совместительству? Спасибо. Алла.
ОТВЕТ
Уважаемая Алла!
К сожалению, ответить на Ваш вопрос мы не можем, так как решение данной проблемы находится вне нашей компетенции. На сегодняшний день досрочное назначение трудовой пенсии относится только к педагогическим работникам образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты.
 
 
ВОПРОС
Можно ли перевести детей со старой, ныне действующей программы, на новую предпрофессиональную? Галина Валерьевна.
ОТВЕТ
Уважаемая Галина Валерьевна!
Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств предусматривают для обучающихся, имеющих достаточный уровень знаний, умений и навыков, возможность приступить к освоению данных образовательных программ со второго по предвыпускной классы включительно. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено. В требованиях также предусмотрено право образовательного учреждения реализовывать предпрофессиональные программы в области искусств в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом Федеральных государственных требований.
Таким образом, наиболее способные учащиеся могут быть приняты на предпрофессиональные программы, начиная со второго класса. Формы проведения отбора детей (прослушивания, просмотры, творческие задания и т.д.), критерии отбора и порядок зачисления на предпрофессиональную программу устанавливаются самим образовательным учреждением и отражаются в локальном акте и Уставе образовательного учреждения.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, изменится ли зарплата преподавателей реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства? Ведь у преподавателя по специальности может быть всего один ребёнок, например, первого класса, а остальные будут доучиваться по старым программам? Людмила.
ОТВЕТ
Уважаемая Людмила!
Вопросы заработной платы преподавателей находятся в компетенции учредителя и самого образовательного учреждения, так как заработная плата формируется в соответствии с Положением о системе оплаты труда, принятым образовательным учреждением.
Прямой зависимости размера оплаты от вида программы, которую реализует педагог, не существует.
Стимулирующие надбавки, связанные с работой преподавателя с особо одарёнными детьми, по реализации наиболее сложных программ и пр., находятся в компетенции руководителя образовательного учреждения.
 
 
ВОПРОС
Здравствуйте! Наша ДШИ находится в сельской местности с контингентом учащихся 160 человек. Школа работает во вторую смену. В средней общеобразовательной школе нагрузка у учеников большая. По новым ФГТ срок обучения в ДШИ составляет 8 лет. Гарантия, что дети пройдут полный срок обучения в ДШИ очень мала.Из этого следует, что школа не сможет полностью выполнить ФГТ. Вправе ли школа заниматься по существующим программам (срок обучения 5-7 лет)? Если мы будем продолжать заниматься по старым программам, тогда какой статус будет у школы? Если все же школа перейдет на новые ФГТ каким образом должно происходить деление часов на младшие и старшие, или должна быть единая ставка и где это можно взять? Вагиф Асадуллаевич.
ОТВЕТ
Уважаемый Вагиф Асадуллаевич!
Введение нового вида дополнительных программ - дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств - ставит перед детскими школами искусств серьезные задачи, решение которых направлено на укрепление статуса детской школы искусств как первой ступени профессионального образования в области искусств. К минимуму содержания, структуре, условиям реализации и срокам обучения по данным программам установлены федеральные государственные требования. Увеличение сроков обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств связано, прежде всего, с качественной подготовкой по данным программам, позволяющей тем детям, которые хотят поступать в  профессиональные учебные заведения нашей отрасли, заканчивать детскую школу искусств либо одновременно с окончанием основной общей школы, либо полной общей школы. При этом федеральные государственные требования содержат такую норму как сокращенный срок реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.
Детская школа искусств может реализовывать и дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности (пяти-, семилетнего срока обучения), то есть те программы, по которым Ваша школа работает в настоящее время.
Новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ожидаемые сроки введения в действие – с 1 января 2013 года) определяет место детских школ искусств в системе дополнительного образования детей как образовательных учреждений, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств. В случае, если детская школа искусств не сможет реализовывать хотя бы одну такую программу, она становится другим учреждением дополнительного образования детей – центром дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества; домом детского творчества, детства и юношества и т.д. в соответствии с  Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Что касается вопроса о норме часов педагогической работы за ставку заработной платы, то независимо от реализуемых программ она определяется в соответствии с Приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года, то есть предполагает разделение на 18 часов и 24 часа. Решение вопроса о единой норме часов педагогической работы за ставку заработной платы (18 часов) должно быть принято в 2013 году.